29.06.2014

10 золотых правил для фондов и стартапов, о которых все забывают

Кремниевая Долина — это техно-урбанистический идеал, к которому стремятся и украинские, и российские предприниматели: в Украине строят Bionic Hill, в России — «Сколково». Но при этом, на просторах СНГ почти не знакомы с законами венчурного предпринимательства, к которым прислушивается вся Долина.

Речь идет о законах, сформулированных известным американским венчурным капиталистом и предпринимателем Юджином Кляйнером, основавшим Kleiner Perkins. Эта компания, позднее ставшая Kleiner Perkins Caufield & Byers, инвестировала в такие проекты, как Amazon, Google, Electronic Arts, AOL, Segway и Sun Microsystems.
По мнению основателя BVU Group Дениса Довгополого, сформулированные Кляйнером законы в Калифорнии практически приравниваются к заповедям. У нас же они пока не прижились. «Кто-то случайно, кто-то умышленно их игнорирует (их сложно выполнить, иногда легче пойти на компромисс). А на самом деле их было бы неплохо повесить на стену всем инвесторам и предпрнимателям, и перечитывать каждое утро по приходу в офис», — говорит Довгополый.
Ниже приводим 10 правил Кляйнера для фондов и стартапов:
1. Удостоверьтесь, что «собака захочет собачий корм». Какой бы прорывной ни была новая технология, каким бы большим ни был потенциальный рынок, сделайте так, чтобы покупатели на самом деле захотели купить продукт.
2. Создавайте один бизнес за раз. Большинство бизнес-планов — чрезвычайно абмициозны. Сконцентрируйтесь на достижении успеха для начала в одном предприятии.
3. Рискуйте вначале, выходите из проекта на ранней стадии.
4. «Пироги нужно есть, когда их подают».  Американский аналог для «Куй железо, пока горячо».
5. Проблема большинства компаний в том, что они не знают о том, в каком бизнесе работают.
6. «Даже индюшки могут летать при сильном ветре». Иными словами, в условиях сильной экономики даже слабые компании могут занять сильные позиции. Всегда легче ухватить кусок существующего рынка, чем создавать новый.
7. Сложно судить о картине, когда вы находитесь в ее рамке.
8. После изучения некоторых приемов продаж некоторые люди считают, что знают о продажах все. 
9. Ничто не остановит венчурного капиталиста перед тем, чтобы скопировать чужой успех.
10. Инвестируйте в людей, не только в продукты. Кстати, это последнее правило украинские инвесторы знают хорошо и постоянно повторяют его, говоря о критериях отбора стартапов, а также — рассказывая о том, почему инвестировали в тот или иной продукт. Фактически, наиболее часто звучащие на украинском рынке критерии для отбора стартапов — хорошая бизнес-идея и хорошая команда.