Страдающие депрессиями люди получили неприятный сюрприз. В Американское управление по контролю над продовольствием и медикаментами (FDA) поступили данные неопубликованных исследований, согласно которым эффективность популярных антидепрессантов была сильно преувеличена в ряде статей в прессе
Упор в этих статьях делался на благоприятных результатах, а неблагоприятные замалчивались. Для американцев, которые давно уже называют себя «нацией Прозака», эта информация может стать серьезным ударом.
В статье об исследованиях 12-ти самых популярных антидепрессантов, опубликованной на этой неделе в журнале New England Journal of Medicine, доказывается, что врачи и пациенты получали искаженную информацию о том, действительно ли такие бестселлеры среди лекарственных препаратов как "Эффексор" компании Wyeth или "Золофт" компании Pfizer спасают от депрессии.
Только одна сторона медали
Подавляющее число публиковавшихся до сих пор данных об этих препаратах свидетельствует об их эффективности. Поэтому врачи, не имеющие информации о данных, которые замалчивались, принимают ошибочные решения, идущие вразрез с интересами пациентов, говорится в результатах исследования, проведенного под руководством психиатра из Орегонского университета медицины и науки Эрика Тернера.
Тернер, который в прошлом работал в FDA, занимаясь обзором данных по психотропным препаратам, говорит, что идея исследования возникла частично из-за того, что он слишком часто сталкивался с непоколебимой убежденностью в эффективности антидепрессантов со стороны своих коллег.
"Согласно распространенному мнению, эти лекарства всегда помогают. Я говорил: "Да нет же, по данным FDA, они действуют только в 40%- 50% случаев". А коллеги мне отвечали: "Но мы видели только положительные результаты"".
С 1987 по 2004 год в FDA были зарегистрированы результаты 74 исследований 12 антидепрессантов с участием 12 564 пациентов. Результаты 38 из этих исследований были признаны FDA положительными. Эти исследования опубликованы были все, кроме одного.
Результаты остальных 36 исследований были признаны отрицательными или сомнительными. При этом большинство этих исследований - 22 из 36 - опубликованы не были. А в тех статьях, которые были опубликованы, по крайней мере в 11-ти результаты исследований оценивались неправильно, а негативные итоги представлялись как позитивные.
Например, компания Pfizer предоставила в FDA пять исследований "Золофта". В двух из них было показано, что препарат действует лучше, чем плацебо (нейтральное вещество, положительный лечебный эффект которого вызывается подсознательным психологическим ожиданием пациента – справка RB.ru). По результатам трех других исследований, эффект от плацебо не отличался от эффекта от исследуемого препарата в том, что касается уменьшения признаков депрессии. Однако в итоге были опубликованы только два исследования с положительными результатами, а на конференциях с врачами представители Pfizer говорили лишь о положительных результатах исследований.
Слишком прибыльное дело
По данным исследовательской компании IMS Health, общий объем продаж антидепрессантов в США составляет порядка $21 млрд в год. При этом фармацевтические компании не обязаны публиковать результаты спонсируемых ими исследований и предоставлять данные в FDA. Не обязаны делать это и ученые, которых они нанимают для проведения этих исследований.
Фармацевтические компании Wyeth и Pfizer отказались комментировать сообщение о замалчивании данных об эффективности производимых ими препаратов. Обе компании заявили, что публикуют все результаты исследований эффективности препаратов, но не обязательно в медицинских журналах.
Компания GlaxoSmithKline PLC, производитель антидепрессантов "Веллбутрин" и "Паксил", заявила, что она опубликовала результаты более 3 тысяч испытаний 82 препаратов на своем веб-сайте, а также выслала информацию о 1060 продолжающихся испытаний на федеральный правительственный сайт.
Компания Schering-Plough Corp., производящая "Ремерон", и Eli Lilly & Co., изготовитель "Прозака", говорят, что результаты исследований их продукции были опубликованы – не отдельно, а в объемных медицинских статьях, совмещающих в себе данные о разных исследованиях.
Однако, как подчеркивается в статье New England Journal, результат клинических исследований считается опубликованными, только если он является единственной темой соответствующей статьи.
Проблема публикации негативных результатов исследований давно является животрепещущей проблемой здравоохранения в целом. Механизмы, к которым прибегают фармацевтические компании, чтобы обеспечить постоянный рост рынка, порой ошеломляют. В статье, опубликованной в журнале New England Journal, содержится призыв к FDA чаще обнародовать поступающую к ним информацию о результатах клинических исследований.
FDA размещает полученную информацию, в том числе неопубликованные исследования, на своем сайте, говорит доктор Тернер. Однако информацию, не дошедшую до интернета, найти крайне трудно.