Фейсбук-депрессия, повышенная внушаемость и небывалая легкость в поисках работы — мы вникли в научные исследования, поговорили с экспертами и разобрались в том, как социальные сети на самом деле влияют на вашу жизнь и отношения.
Фейсбук-депрессия
Впервые взаимосвязь между депрессивными состояниями и временем,
проведенным в интернете, обнаружил в 1998 году американский психолог
Роберт Краут. Он назвал
это парадоксом интернета: технология, которая должна была дать людям
беспрецедентную свободу общения привела к изоляции ее пользователей.
Согласно данным ирландских исследователей, фейсбук-депрессии (не путать с депрессией)
подвержено около 25% пользователей социальных сетей. Основная причина
ее возникновения — это негативный опыт общения, например, буллинг или фейсбук-зависть.
Кибер-буллинг — агрессивные или унизительные комментарии в социальных сетях — особенно распространен в подростковых сообществах, но ему также часто подвергаются люди с определенной позицией по острым социальным и политическим вопросам.
Фейсбук-депрессию может спровоцировать ощущение ненужности и изоляции, которое возникает,
когда посты набирают небольшое количество лайков. Лайки — это простое
выражение социального одобрения: не получая их, многие начинают
переживать о том, нравятся ли они своим друзьям.
Низкая самооценка
Пользователи социальных сетей не всегда честны друг с другом: они
редко рассказывают о своей настоящей жизни, чаще создавая некоторый
идеальный цифровой слепок самих себя. Лента новостей в фейсбуке для
многих выглядит как бесконечный праздник на чужих улицах: счастливые
фотографии свадеб и отпусков, прекрасные дети и бесконечные новости
о личных и карьерных достижениях.
Сравнивая
свою жизнь с историями
«друзей», одни пользователи начинают завидовать другим. Согласно одному
из британских исследований, 62% пользователей социальных сетей негативно
оценивают свою жизнь и достижения на фоне постов «друзей». Немецкие
ученые, опросив 600 студентов, выяснили,
что фрустрация и негативные эмоции многих из них вызваны именно
завистью к друзьям в фейсбуке. Постоянное сравнение себя с другими
расшатывает и занижает самооценку и заставляет пользователей чувствовать
себя «неудачниками» на фоне чужих идеальных селфи и историй успеха.
_________________
Елена Станковская
кандидат психологических наук, психолог-консультант, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ:
«Когда что-то расшатывает наше самоуважение, это вызывает болезненные, а порой мучительные чувства. Важно уделить им внимание и постараться их понять. Нужно проанализировать свою зависть: чего именно мне не хватает? Чему конкретно я завидую? Вниманию, которое есть у другого? Яркой жизни, энергичности, успеху? Что эта зависть говорит о том, что для меня важно, что является ценным для меня? Когда мы обращаемся к себе с сочувствием и во внутреннем диалоге «нащупываем» собственные ценности, это приносит некоторое облегчение: «Вот что со мной!» А дальше полезно подумать, что мы можем сделать, чтобы этих ценностей стало немного больше в нашей реальной жизни. Каким может стать первый шаг в желаемом направлении?
Еще один полезный вопрос: как воздействует на меня просмотр этих аккаунтов в социальных сетях? Мобилизует на развитие или, напротив, вгоняет в пассивное уныние? Если последнее — смело ограничивайте просмотр и «возвращайтесь» к себе.
Подумайте о том, что вы цените в себе. Важно побыть на территории, где с вами все в порядке, прежде чем сравнивать себя с другими. Иначе мы уподобляемся персонажам из своего детства, которые, не вникнув в ситуацию, заявляли: «А вот Маша из соседнего подъезда лучше». Любое сравнение с другими, критика или зависть — это лишь ориентиры, позволяющие нам прийти к более полной жизни».
_______________________________________
Прокрастинация
По одной
из теорий, прокрастинация —
это нарушение эмоционально-волевой сферы, при котором люди откладывают
дела, до тех пор пока не выполнить их становится субъективно невозможно.
Ею в той или иной мере страдают все, однако исследования показывают,
что активные пользователи социальных сетей подвержены ей гораздо чаще.
Чаще всего с возрастом люди учатся преодолевать эту проблему, начиная
уделять больше внимания планированию времени и четко осознавая, зачем
им нужно выполнить работу прямо сейчас. Подросткам и студентам
приходится особенно тяжело. В научной литературе появился даже
специальный термин — «академическая прокрастинация» — явление, при
котором студенты начинают готовиться к сессиям в самый последний момент.
Социальные сети играют в этом процессе важную роль: они заставляют
пользователя находиться в ситуации «социальной многозначности», при
которой человек постоянно переключается с общения на чтение постов,
веб-серфинг и просмотр видео. Люди, которые не умеют контролировать себя
(а согласно исследованиям,
таких в социальных сетях немало), не могут заставить себя остановиться
и заняться важными делами. Из-за этого у некоторых пользователей
фейсбука возникает хроническое недосыпание, которое снижает умственные
способности. Американские исследователи выяснили, что прокрастинаторы
чаще остаются без работы, получают более низкие зарплаты и в целом
меньше удовлетворены жизнью.
Формирование зависимости
Зависимости от социальных сетей особенно подвержены подростки.
Официально ее нет ни в одной из классификаций заболеваний, однако
западные и российские психотерапевты признают наличие подобной проблемы.
Аддикция — это навязчивая потребность человека осуществлять какую-либо
деятельность. Она может быть связана с любым действием или предметом,
начиная от поедания сладостей и азартных игр и заканчивая употреблением
наркотических веществ и алкоголя. Основным симптомом аддикции является
негативное влияние объекта желания на общее качество жизни. Часто
зависимые люди выпадают из жизни, у них сужаются сфера интересов и круг
общения.
Возникновение
аддикции по отношению к социальным сетям связано с тем, что для активных
пользователей — это один из основных способов удовлетворения
потребности в общении и принадлежности к обществу. Согласно учению
американского гуманистического психолога Абрахама Маслоу, это она
является одной из базовых. Это подтверждают и нейропсихологические
исследования, которые начинают исследовать процессы в мозге
пользователей социальных сетей.
_______________Андрей Кислов
сооснователь нейромаркетинговой лаборатории Brain Company:
«Существует исследование о том, как социальные сети влияют на мозг. Подростков попросили смотреть на разные фотографии в инстаграме, при этом за активностью разных участков мозга следили с помощью метода ФМРТ. Когда подростки видели свои фото с большим количество лайков, у них активировались зоны, связанные с социальным познанием. Кроме этого, наблюдалась активация зоны мозга, связанной с системой вознаграждения. Она может активироваться при переживании положительных эмоций и при их ожидании и играет ключевую роль при формировании привычек и зависимостей. Поэтому можно предположить, что подкрепление в виде большого количества лайков в социальных сетях может играть важную роль в формировании аддикции от них.
Люди, зависимые от социальных сетей, проводят в них чрезмерное количество времени в ущерб работе, учебе и реальному общению с близкими людьми. Отклик на их онлайн-публикации становится для них главным источником положительных эмоций. Отсутствие доступа к социальным сетям для таких людей сопровождается физическим и эмоциональным дискомфортом, а иногда и психосоматическими симптомами, например тремором».
__________________________________________
Повышенная внушаемость
Исследования показывают, что пользователи фейсбука в особенности подвержены влиянию своих
подписчиков и часто становятся конформистами. Количество лайков под
постом в социальной сети наглядно показывает, насколько он нравится
вашему окружению. Большинство пользователей стараются публиковать
контент, который потенциально нравится другим его подписчикам. Подобное
поведение порождает такой феномен, как «спираль молчания»: пользователи
социальных сетей не склонны высказывать суждения, не одобряемые
обществом. Этому способствует и то, как социальные сети выдают
обновления: пользователи получают информацию в соответствии со своими
интересами и взглядами.
Отсутствие альтернативных убеждений в ленте делает информационную картину униполярной, что усиливает социальное давление на людей. Например, эксперимент, проведенный в день выборов в США в 2010 году, показал, что пользователи, получившие сообщения о количестве проголосовавших друзей, чаще сами шли на выборы по сравнению с теми, кто получил простое напоминание о голосовании.
Отсутствие альтернативных убеждений в ленте делает информационную картину униполярной, что усиливает социальное давление на людей. Например, эксперимент, проведенный в день выборов в США в 2010 году, показал, что пользователи, получившие сообщения о количестве проголосовавших друзей, чаще сами шли на выборы по сравнению с теми, кто получил простое напоминание о голосовании.
Большая удовлетворенность жизнью
Люди, которые используют социальные сети преимущественно для общения,
чаще бывают довольны собой и жизнью в целом. Общение в соцсетях
позволяет быстрее осваиваться в новых коллективах, поддерживать
отношения со старыми знакомыми и родственниками. Как показывают исследования
2010 года, обмен фотографиями и общение в социальных сетях укрепляют
взаимоотношения в семьях. Наличие «друзей» увеличивает ваш социальный
капитал, то есть круг знакомств. Рост социального капитала приводит к осознанию собственной нужности и значимости.
Для
многих подростков общение в социальных сетях — это важный стимул
для саморазвития. Погружаясь в интересующую их тему, они стараются
добиться признания своей экспертности. Американские исследователи
называют такой феномен «гик-обучение». Ряд научных работ показывает, что
активное использование социальных сетей для общения повышает средний
балл студентов, особенно на старших курсах.
Легкие поиски работы
Социальные сети могут быть
полезны и для карьеры. Виртуальные знакомства могут облегчить поиск
работы, особенно для людей, имеющих некоторый статус и экспертизу
в своей профессиональной области. Известно, что эйчары украинских
и западных компаний часто проверяют профили кандидатов на вакансию,
поэтому интересная и корректная страница в фейсбуке может стать большим
плюсом к вашему резюме.
Менеджер по подбору персонала крупного консалтингового агентства на условиях анонимности объяснил корреспонденту «Афиши Daily»:
«Рекрутеры смотрят на корректность ведения профилей в социальных
сетях — под этим мы понимаем отсутствие откровенных фотографий
в купальниках на аватарках, матерных, оскорбительных и некорректных
постов. Также на основе профилей мы проверяем достоверность
предоставленной информации и делаем выводы о социальной культуре,
интересах, общительности и разносторонности. Также в социальных сетях
мы проверяем, есть ли у кандидата собственный бизнес, ведь он может
помешать ему хорошо справляться с основными обязанностями».
Также
социальные сети помогают полюбить работу. Изучая молодых американцев,
ученые выяснили, что сотрудники компаний, которые много общаются
со своими коллегами в социальных сетях, более удовлетворены своей
работой. Неформальные
отношения играют важную роль в рабочем коллективе, а дружественная
и продуктивная атмосфера часто способствует более эффективному решению
рабочих задач, поэтому общение в фейсбуке рекомендуют для увеличения
продуктивности компании.