02.08.2013

Оценка юзабилити сайта: как и зачем её производить?

Термин юзабилити обозначает не что иное, как совокупность факторов, определяющий степень удобства сайта для пользователя. Для того чтобы выбирать правильную стратегию и тактику развития своей площадки, необходимо объективно оценивать юзабилити своего сайта, а также предпринимать меры по её совершенствованию.

Зачем нужно оценивать юзабилита сайта?

Любая площадка создана, в первую очередь, для людей, поэтому именно их мнение о площадке является определяющим ориентиром при выборе курса совершенствования. Невозможно усовершенствовать площадку, не зная её недостатков. Именно поэтому оценка юзабилити сайта является важнейшим предварительным этапом разработки стратегии развития и продвижения площадки на безграничных просторах сети Интернет. Для того чтобы оценка юзабилити стала полезной для дела, необходимо добиться объективности подхода и непредвзятости суждений. Для этого существует ряд универсальных критериев, по которым можно оценить, насколько удобен сайт в использовании. Субъективизму здесь нет места, поскольку он не может отражать мнение большинства пользователей сети, а ведь именно для них и существует сайт.

Как повысить юзабилити сайта?

Чтобы оценка юзабилити дала положительный результат, необходимо следить за многими факторами. Профессионалы рекомендуют обратить внимание на навигационное меню, которое в идеале не должно содержать более 9-ти позиций – именно столько элементов может одновременно удерживать оперативная память человека. Минимальное число пунктов навигационного меню составляет 5.

Для повышения юзабилити рекомендуется также использовать правило трёх кликов, которое подразумевает доступность всей информации в три клика. При этом реакция на любые команды пользователя должна поступать не позднее, чем через 2 секунды от момента совершения перехода на другую страницу и прочих действий. Объективная оценка юзабилити сайта требует опроса мнения непредвзятых пользователей, однако к сведению следует принимать только отзывы важных для бизнеса пользователей, которых, согласно правилу Парето, 20%, зато они приносят 80% совокупного дохода площадки.


Что нужно учесть, создавая сайт?

Для того чтобы сайт изначально мог похвастаться высоким уровнем юзабилити, необходимо позаботится об этом ещё на этапе его создания. Так, следует тщательно продумать структуру площадки, которая должна быть простой и логичной, а также позволять пользователю легко ориентироваться в любых разделах сайта, понимая, где он находится и куда ему двигаться дальше. Простая и удобная навигация – половина успеха сайта. Пользователи, посещающие площадку, должны иметь возможность осуществлять самые популярные действия быстрым методом, то есть с использованием удобных горячих клавиш, ссылок и т.д. После каждого действия, совершённого на сайте, пользователь должен иметь возможность отката назад, чтобы отменить или исправить совершённое действие. Ещё одним условием высокой юзабилити сайта является наличие возможности обратной связи, которая может быть реализована посредством встроенной формы или выложенными на сайте контактными данными. И, наконец, не стоит злоупотреблять дополнительными элементами, которые отвлекают от основной задачи сайта.


Основные правила

7±2

Необходимо помнить, что возможности человеческого мозга, и в частности памяти, далеко не безграничны. Чаще всего человек не способен обрабатывать более 5−9 элементов одновременно и выбирая определённый юзабилити интерфейс для своего сайта необходимо помнить об этом законе. Поэтому идеальный юзабилити интерфейс предполагает, что навигационное меню содержит около 7-ми пунктов.

Правило 3 кликов.

Для того чтобы пользователю было максимально комфортно на сайте, вся информация должна быть доступна в 3 клика. Если человеку будет легко ориентироваться в информации, то и на сайте он задержится дольше. Если же полностью последовать правилу 3-х кликов невозможно, то нужно сделать так, чтобы гость сайта всегда знал, где он находится и в какую сторону ему необходимо двигаться.

Правило 2-х секунд

Это правило гласит, что сайт на любое действие пользователя должен отреагировать за две секунды.

80/20 или Правило Парето.

Это правило гласит, что принимать во внимание стоит мнение только тех пользователей, которые действительно важны для развития Вашего бизнеса. Чаще всего таких пользователей бывает не больше 20%, но именно они приносят 80% пользы.

Стремитесь к логичному.

Для достижения максимальной простоты навигации юзабилити интерфейс сайта должен подстраиваться под одну логику, чтобы пользователю не приходилось подстраиваться и переучиваться.

Быстрый способ.

Пользователям должны иметь возможность осуществлять основные действия на сайте быстрым способом, не требующим долгих раздумий, например при помощи прямых ссылок или горячих клавиш.

Отмена действий.

Обязательно нужен простой и быстрый способ для отмены или исправления действий пользователя.

Под контролем.

Каждый пользователь сайта должен быть уверен, что он руководит происходящим процессом и всё происходит так, как ему необходимо.

Обратная связь.

Пользователь должен чувствовать, что он нём заботятся, а его мнение важно, для этого предусмотрите простой способ обратной связи.

Не загружайте кратковременную память

Необходимо учитывать, что большое количество дополнительных элементов отвлекают и мешают сосредоточиться на самом важном. Пользователь может просо забыть для чего зашёл на сайт, поэтому избыток дополнительных элементов не нужен. Необходимо помнить, что простота, доступность и логичность это основные характеристики самых понятных и удобных сайтов.